Рекомендации психолога по проведению классных часов

Рекомендации психолога для кураторов колледжа по проведению классных часов.

  1. Диагностические классные часы

Для проведения диагностических классных часов можно использовать разные тесты, простые в применении, обработке и интерпретации, такие как: на определение самооценки, когнитивных особенностей студентов (памяти, внимания, мышления), эмоциональной устойчивости, мотивации к обучению, акцентуации характера, тревожности, атмосферы в группе, для групп мужского состава (ТА, СД) можно использовать тесты на определение агрессивности, враждебности, для девочек (ЭО, УК) можно использовать тесты на общительность, импульсивность и т.д., а также социометрия – для облегчения построения воспитательной работы в группе путем определения личностных особенностей каждого из студентов и выявления групповых особенностей студенческого коллектива.

Предлагаю перечень тестов для ознакомления и применения на классных часах. Любые другие тесты можно найти у психолога колледжа, а также их огромное множество в интернете. Перед применением рекомендуется тщательно ознакомиться с процедурой проведения и обработкой, чтобы не возникли сложности при непосредственном проведении, желательно попробовать пройти тест самим. А также ознакомьтесь заранее с возможными результатами и решите, нужны ли они Вам для работы с детьми и расскажут ли они что-то новое о ребятах для Вас. Вопросы тестов можно зачитывать для группы, чтобы каждый отвечал на своем листочке, а можно распечатать несколько экземпляров и дать каждому. Обработку также можно объяснить самим студентам, чтобы самому куратору не пришлось обрабатывать все тесты самостоятельно, что требует определенной сноровки, терпения и дополнительного времени.

  1. Изучение уровня мотивации

Инструкция:

-из предложенных вариантов утверждений выберите тот вариант (А или Б ), который вам больше подходит.

1. А. Учиться мне хочется.

Б. Учиться мне не хочется.

2. А. Хочу быть умным и эрудированным.

Б. Все учатся, и я – тоже.

3. А. Хочу научиться работать самостоятельно.

Б. Учиться заставляют родители, взрослые.

4. А. Учеба для меня любимое занятие.

Б. Учеба для меня – тяжкий труд.

5. А. Хорошо учиться – для меня внутренняя потребность.

Б. Учусь, потому что не хочу огорчать родителей.

6. А. Мне интересно и приятно познавать новое, нужное.

Б. Учиться неинтересно, неприятно, скучно.

7. А. Учусь, потому что хочу стать хорошим специалистом.

Б. Желание получить отметку, во что бы то ни стало, движет моей учебой.

8. А. Учусь, чтоб получить полные, глубокие знания, стать хорошим специалистом.

Б. Учусь, чтоб получить специальность и получать большую зарплату.

9. А. Учеба – мой долг.

Б. Учеба – наказание мне.

10. А. Этот техникум поступил(а) охотно, по совету близких, знакомых.

Б. Пришел(а) в этот техникум случайно, без всякого желания.

Фамилия имя студента______________________________________________

Группа_______________________ Дата___________________________


 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Итог

А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Подсчитайте утверждения с А, затем с Б.

Если А превышает Б, то у студента высокий уровень мотивации к учебе, если больше Б, то низкий уровень мотивации.

Если А = Б, то у студента средний уровень мотивации.

  1. Концентрация внимания

на данном бланке нужно найти 30 слов среди многообразия случайных букв. На это задание дается 2 минуты.


 

Фамилия, имя студента_____________________________________

Группа__________

фэлксолнцермудерайтщкуновостьвтффактце

блцэкэкзаменукъеппрокуроркартеориядлпбизнестф

кщамаркутингпмтдатахркдочислотщцоследствиерв

оуклабораторияяцдварфупеньцщфремкляксакрму

В конце подсчитывается количество найденных правильных слов.

1-10 слов – низкая концентрация внимания. Трудно сосредотачивается, его легко отвлечь. Имеет место рассеянность, студенту сложно сосредоточиться, часто отвлекается. На уроках может вертеться, отвлекать соседей по парте, не расставаться с телефоном и т.д. Такому студенту желательно давать задания увлекательные, чтобы ему было интересно, иначе его внимание будет часто переключаться.

11-20 слов – средняя концентрация внимания. При таком результате студент может нормально концентрироваться и достаточное время удерживать внимание на предмете, но малейшие помехи будут отвлекать его от основной деятельности.

21-30 слов – отличный результат. Студент легко может концентрироваться и легко переключаться с одного объекта на другой. Студент имеет гибкое внимание, мышление и скорее всего легко обучается.

  1. Тест Мышление

Время для выполнения теста 6-7 минут. 

Образец. Кролик больше всего похож на... а) кошку; б) белку; в) зайца; г) лису; д) ежа. Правильный ответ: в. 

Вопросы: 
1. У дерева всегда есть… - а) листья; б) плоды; в) почки; г) корни; д) тень. 
2. Комментарий - это… - а) закон; б) лекция; в) объяснение; г) следствие; д) намек. 
3. Противоположностью предательства является… - а) любовь; б) тунеядство; в) хитрость; г) трусость; д) преданность. 
4. Женщины… бывают выше мужчин. - а) всегда; б) обычно; в) часто; г) никогда не; д) иногда. 

5. Обед не может состояться без… - а) стола; б) сервиза; в) пищи; г) воды; д) голода. 

6. Занятием, противоположным отдыху, является… - а) труд; б) забота; в) усталость; г) прогулка; д) тренировка. 

7. Для торговли необходимо иметь… - а) магазин; б) деньги; в) прилавок; г) товар; д) весы. 

8. Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется… - а) конвенцией; б) компромиссом; в) развязкой; г) сговором; д) примирением. 

9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют… - а) анархистом; б) либералом; в) демократом; г) радикалом; д) консерватором. 

10. Сыновья… превосходят отцов по жизненному опыту… - а) никогда не; б) часто; в) редко; г) обычно; д) всегда. 

11. При одинаковом весе больше всего белков содержит… - а) мясо; б) яйца; в) жир; г) рыба; д) хлеб. 

12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возможность определить… - а) число участников; б) прибыль; в) цену одного билета; г) количество билетов; д) вероятность выигрыша. 

13. Тетя… бывает старше племянницы... - а) всегда; б) редко; в) почти всегда; г) никогда не; д) обязательно. 

14. Утверждение, что все люди честны… - а) ложно; б) хитро; в) абсурдно; г) верно; д) не доказано. 

15. Рост шестилетнего ребенка равен примерно… см. - а) 160; б) 60; в) 140; г) 110; д) 50. 

16. Длина спички… см. - а) 4; б) 3; в) 2,5; г) 6; д) 5. 

17. Не вполне доказанное утверждение называют… - а) двусмысленным; б) парадоксальным; в) гипотетичным; г) путаным; д) очевидным. 

18. Севернее всех названных городов расположен… - а) Новосибирск; б) Мурманск; в) Красноярск; г) Иркутск; д) Хабаровск. 

19. Предложение не существует без… - а) глагола; б) подлежащего; в) обращения; г) точки; д) слов. 

20. Расстояние между Москвой и Новосибирском составляет примерно… км. - а) 3000; б) 1000; в) 7000; г) 4800; д) 2100. 

Ответы: 

1. У дерева всегда есть корни. 
2. Комментарий - это объяснение. 
3. Противоположностью предательства является преданность. 
4. Женщины… бывают выше мужчин иногда. 
5. Обед не может состояться без пищи. 
6. Занятием, противоположным отдыху, является труд. 
7. Для торговли необходимо иметь товар. 
8. Когда спор кончается взаимной уступкой, это называется компромиссом. 
9. Человека, который плохо относится к новшествам, называют консерватором. 
10. Сыновья… превосходят отцов по жизненному опыту редко. 
11. При одинаковом весе больше всего белков содержит яйца. 
12. Соотношение выигрышей и проигрышей в лотерее дает возможность определить вероятность выигрыша. 
13. Тетя бывает старше племянницы почти всегда. 
14. Утверждение, что все люди честны ложно. 
15. Рост шестилетнего ребенка равен примерно 110 см. 
16. Длина спички 4 см. 
17. Не вполне доказанное утверждение называют гипотетичным. 
18. Севернее всех названных городов расположен Мурманск. 
19. Предложение не существует без слов. 
20. Расстояние между Москвой и Новосибирском составляет примерно 4800 км. 

Ответы кратко: 1г, 2в, 3д, 4д, 5в, 6а, 7г, 8б, 9д, 10в, 11б, 12д, 13в, 14а, 15г, 16а, 17в, 18б, 19д, 20г
Результаты: 

- Если вы правильно дополнили 15 - 20 предложений, ваш интеллект очень высок, по пятибалльной шкале - твердая пятерка. 

- Если вы дали верные ответы на 10 - 15 заданий - тоже хороший результат, но на балл ниже - 4. 

- Если вам удалось точно ответить лишь на 5 - 10 предложений, возможно, вам не хватает скорости при оценке ситуаций, умения выхватить важное сразу. Значит, и принимать ответственные решения вам следует не торопясь - лучше семь раз отмерить. 

- Если вы правильно ответили на 1 - 5 предложений, что ж, вам надо побольше читать. А может, сегодня вы просто устали? 

4. Тест Память

В течение 1 минуты прочтите 25 слов (можно заранее подготовить плакат и показать его студентам), закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить. Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл.

По сумме баллов определите, к какой категории вы можете себя отнести.

Слова теста:

сено
тротуар
ключ
столетие
самолет
фильм
поезд
аромат
картина
Карпаты
месяц
Гималаи
певец
неподвижность
радио
календарь
трава
мужчина
перевал
женщина
автомобиль
абстракция
сердце
вертолет
букет

Результаты теста:

6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состояний. Но это вовсе не безнадежно — займитесь регулярными упражнениями по тренировке памяти, например чтением книг, запоминанием текстов и т. д. Помогает и счет в уме. Употребляйте витамины. При случае посоветуйтесь с врачом или психологом об индивидуальных методах профилактики забывчивости.

7-12 баллов. Память у вас не так уж плоха, но вы, видимо, не умеете сосредоточиться, а это всегда мешает запоминанию.

13-17 баллов. Результаты ваши вполне приличны, и вы можете рассчитывать, что в большинстве случаев память вас не подведет.

18-21 балл. Отличный результат, который доказывает, что у вас незаурядная память. Вы можете заставить себя сосредоточиться, следовательно, обладаете достаточной волей. За память свою не беспокойтесь.

Свыше 22 баллов. У вас прекрасная, если не сказать, феноменальная, память!


5. Тест "Эмоциональная Устойчивость"

  1. Неожиданно на самом интересном месте телепередачи ломается телевизор. Как вы поступите?

    • запущу в него чем-нибудь, хуже уже все равно не будет — 3;

    • поищу номер телефона мастерской — 1;

    • попытаюсь своими силами устранить поломку — 2.

  2. Можете ли вы назвать три книги, которые в ближайшее время намереваетесь прочесть?

    • да — 2;

    • нет — 3;

    • точно не знаю — 1.

  3. Есть ли у вас хобби?

    • да — 1;

    • просто предпочитаю расслабиться дома или пойти куда-нибудь развлечься — 2;

    • у меня нет времени на всякую ерунду — 3.

  4. Любите ли вы вылазки на природу?

    • нет, предпочитаю созерцать природу на картинках — 3;

    • использую любую возможность, чтобы выбраться в какое-нибудь приятное местечко, хотя бы в ближайший парк — 1;

    • да, но только если это не сопряжено с чрезмерными трудностями. «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» — 2.

  5. У вас выдалась свободная минутка. Какова ваша реакция?

    • наслаждаюсь восхитительным ничегонеделанием — 2;

    • отправляюсь туда, куда давно мечтал выбраться, но дела мешали — 1;

    • не нахожу себе места, ощущаю какой-то странный дискомфорт оттого, что вдруг стало нечего делать — 3.

  6. Выходной. Можно куда-то пойти. Вам обещали позвонить, но звонок задерживается уже минут на двадцать. Что вы делаете?

    • жду и одновременно что-нибудь делаю, чтобы время не пропадало зря (например, убираю квартиру) — 1;

    • злюсь на своих неорганизованных друзей — 3;

    • усаживаюсь перед телевизором и, не дождавшись звонка, могу провести передним несколько часов — 2.

  7. Ваша любимая игра?

    • шашки, шахматы, нарды и тому подобные настольные игры — 2;

    • карты, игровые автоматы, тотализатор, лотерея — 3;

    • ничего из вышеперечисленного струн в душе не задевает — 1.

  8. Является ли для вас проблемой — чем заполнить свободное время?

    • у меня столько разных интересов, что трудно выбрать, чем бы заняться именно сейчас — 1;

    • ненавижу бездельничать. Лучше еще поработать — 2;

    • это никого не касается. Что хочу, то и делаю — 3.

  9. Незнакомый человек (в очереди, в общественном транспорте и т. п.) вам нахамил. Ваша реакция?

    • отвечу ему (ей) в том же стиле — 3;

    • смолчу, но внутри буду «кипеть» — 2;

    • сразу же выброшу этот инцидент из головы — 1.

  10. В кассе вас обсчитали на небольшую сумму. Что вы сделаете?

    • «ринусь в бой», отстаивая свои интересы — 2;

    • вежливо потребую привести начальство — 3;

    • махну рукой и уйду. В конце концов, кассир тоже человек — 1.

Итоги:

От 10 до 14 баллов: 
Ваши нервы в порядке. Вы можете успешно контролировать свои эмоции, случайные стрессы не выводят вас из равновесия. На всякий случай проверьте себя через недельку.

От 15 до 25 баллов: 
Ваше противостояние стрессам происходите переменным успехом. Вы стараетесь не давать себе мучиться понапрасну из-за житейских коллизий, но все-таки время от времени какая-то несчастная случайность заставляет вас переживать и конфликтовать. Чаще находите для себя повод расслабиться и сменить деятельность.

От 26 до 30 баллов: 
Жизнь для вас — поле боя, и сражения бывают нешуточные. Но все-таки и фронтовики иногда отдыхают. Организм у вас, возможно, крепкий, но вряд ли «железный». Хорошо бы вам научиться отстраняться от жизненных драм, не принимать их близко к сердцу, сохраняя трезвое отношение к действительности.

 

6. Изучение общей самооценки с помощью процедуры тестирования (опросник Казанцевой Г.Н.)

Инструкция:

-Вам будут прочитаны некоторые положения. Вам нужно записать номер положения и против него – один из трех вариантов ответов: «да»(+) , «нет» (-), «не знаю»(?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Ответить нужно быстро, не задумываясь.

Тест опросника.

  1. Обычно я рассчитываю на успех в своих делах.

  2. Большую часть времени я нахожусь в подавленном настроении.

  3. Со мной большинство ребят советуются (считаются).

  4. У меня отсутствует уверенность в себе.

  5. Я примерно так же способен и находчив, как большинство окружающих меня людей.

  6. Временами я чувствую себя никому не нужным.

  7. Я все делаю хорошо (любое дело).

  8. Мне кажется, что я ничего не достигну в будущем.

  9. В любом деле я бываю всегда правым.

  10. Я делаю много такого, о чем в последствии жалею.

  11. Когда я узнаю об успехах кого – нибудь, кого я знаю, то ощущаю это как собственное поражение.

  12. Мне кажется, что окружающие смотрят на меня осуждающе.

  13. Меня мало беспокоят возможные неудачи.

  14. Мне кажется, что успешному выполнению поручений или дел мне мешают различные препятствия, которые мне не преодолеть.

  15. Я редко жалею о том, что уже сделала.

  16. Окружающие меня люди гораздо более привлекательны, чем я.

  17. Я думаю, что я постоянно кому-то необходим(а).

  18. Мне кажется, что я занимаюсь гораздо хуже, чем остальные.

  19. Мне чаще везет, чем не везет.

  20. В жизни я всегда чего-то боюсь.


 

Обработка результатов:

- Подсчитайте количество согласий (да) под нечетными номерами, затем количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.

Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.

Результат от -3 до +3 о средней самооценке.

Результат от +4 до +10 – о высокой самооценке.


 


 

7. Тест «Акцентуации характера по Шмишеку»

Инструкция:

«Вам предлагается ответить на 88 вопросов, касающихся различных сторон вашей личности. Рядом с номером вопроса поставьте знак + (да), если согласны, или - (нет), если не согласны. Отвечайте быстро, долго не задумывайтесь».

Детский вариант.

1. Ты обычно спокоен, весел?

2. Легко ли ты обижаешься, огорчаешься?

3. Легко ли ты можешь расплакаться?

4. Много ли раз ты проверяешь, нет ли ошибок в твоей работе?

5.Такой ли ты сильный, как твои одноклассники?

6. Легко ли ты переходишь от радости к грусти и наоборот?

7. Любишь ли ты быть главным в игре?

8. Бывают ли дни, когда ты без всяких причин на всех сердишься?

9. Серьезный ли ты человек?

10. Всегда ли ты стараешься добросовестно выполнять задания учителей?

11. Умеешь ли ты выдумывать новые игры?

12. Скоро ли ты забываешь, если кого-нибудь обидел?

13. Считаешь ли ты себя добрым, умеешь ли сочувствовать?

14. Бросив письмо в почтовый ящик, проверяешь ли ты рукой не застряло ли оно в прорези?

15. Стараешься ли ты быть лучшим в школе, в спортивной секции, в кружке?

16. Когда ты был маленьким, ты боялся грозы, собак?

17. Считают ли тебя ребята чересчур старательным и аккуратным?

18. Зависит ли твое настроение от домашних и школьных дел?

19. Можно ли сказать, что большинство твоих знакомых любят тебя?

20. Бывает ли у тебя неспокойно на душе?

21. Тебе обычно немного грустно?

22. Переживая горе, случалось ли тебе рыдать?

23. Тебе трудно оставаться на одном месте?

24.. Борешься ли ты за свои права, когда с тобой поступают несправедливо?

25. Приходилось ли тебе когда-нибудь стрелять из рогатки в кошек?

26. Раздражает ли тебя, когда занавес или скатерть висят неровно?

27. Когда ты был маленьким, ты боялся оставаться один дома?

28. Бывает ли так, что тебе весело или грустно без причины?

29. Ты — один из лучших учеников в классе?

30. Часто ли ты веселишься, дурачишься?

31. Легко ли ты можешь рассердиться?

32. Чувствуешь ли ты себя иногда очень счастливым?

33. Умеешь ли ты веселить ребят?

34. Можешь ли ты прямо сказать кому-то все, что ты о нем думаешь?

35. Боишься ли ты крови?

36. Охотно ли ты выполняешь школьные поручения?

37. Заступишься ли ты за тех, с кем поступили несправедливо?

38. Тебе неприятно войти в темную пустую комнату?

39. Тебе больше по душе медленная и точная работа, чем быстрая и не такая точная?

40. Легко ли ты знакомишься с людьми?

41. Охотно ли ты выступаешь на утренниках, вечерах?

42. Ты когда-нибудь убегал из дома?

43. Ты когда-нибудь расстраивался из-за ссоры с ребятами, учителями настолько, что не мог пойти в школу?

44. Кажется ли тебе жизнь тяжелой?

45. Можешь ли ты при неудаче посмеяться над собой?

46. Стараешься ли ты помириться, если ссора произошла не по твоей вине?

47. Любишь ли ты животных?

48. Уходя из дому, приходилось ли тебе возвращаться, чтобы проверить, не случилось ли чего-нибудь?

49. Кажется ли тебе иногда, что с тобой или твоими родными должно что-то случиться?

50. Твое настроение зависит от погоды?

51. Трудно ли тебе отвечать в классе, даже если ты знаешь ответ на вопрос?

52. Можешь ли ты, если сердишься на кого-то, начать драться?

53. Нравится ли тебе быть среди ребят?

54. Если тебе что-то не удается, можешь ли ты прийти в отчаяние?

55. Можешь ли ты организовать игру, работу?

56. Упорно ли ты стремишься к цели, даже если на пути встречаются трудности?

57. Плакал ли ты когда-нибудь во время просмотра кинофильма, чтения грустной книги?

58. Бывает ли тебе трудно уснуть из-за каких-нибудь забот?

59. Подсказываешь ли ты или даешь списывать?

60. Боишься ли ты пройти один по темной улице вечером?

61. Следишь ли ты за тем, чтобы каждая вещь лежала на своем месте?

62. Бывает ли с тобой так, что ты ложишься спать с хорошим настроением, а просыпаешься с плохим?

63. Свободно ли ты чувствуешь себя с незнакомыми ребятами (в новом классе, лагере)?

64. Бывает ли у тебя головная боль.

65. Часто ли ты смеешься?

66. Если ты не уважаешь человека, можешь ли ты вести себя с ним так, чтобы он этого не замечал (не показывать своего неуважения)?

67. Можешь ли ты сделать много разных дел за один день?

68. Часто ли с тобой бывают несправедливы?

69. Любишь ли ты природу?

70. Уходя из дому, ложась спать, проверяешь ли ты, заперта ли дверь, выключен ли свет?

71. Боязлив ли ты, как ты считаешь?

72. Меняется ли твое настроение за праздничным столом?

73. Участвуешь ли ты в драматическом кружке, любишь ли ты читать стихи со сцены?

74. Бывает ли у тебя без особой причины угрюмое настроение, при котором тебе ни с кем не хочется говорить?

75. Бывает ли, что ты думаешь о будущем с грустью?

76. Бывают ли у тебя неожиданные переходы от радости к тоске?

77. Умеешь ли ты развлекать гостей?

78. Подолгу ли ты сердишься, обижаешься?

79. Сильно ли ты переживаешь, если горе случилось у твоих друзей?

80. Станешь ли ты из-за ошибки, помарки переписывать лист в тетради?

81. Считаешь ли ты себя недоверчивым?

82. Часто ли тебе снятся страшные сны?

83. Возникло ли у тебя желание прыгнуть в окно или броситься под машину?

84. Становится ли тебе, если все вокруг веселятся?

85. Если у тебя неприятности, можешь ли ты на время забыть о них, не думать о них постоянно?

86. Совершаешь ли ты поступки, неожиданные для самого себя?

87. Обычно ты немногословен, молчалив?

88. Мог бы ты, участвуя в драматическом представлении, настолько войти в роль, что при этом забыть, что ты не такой как на сцене?

Ключи

При совпадении ответа на вопрос с ключом ответу присваивается один балл.

1. Демонстративность/демонстративный тип:

+ : 7, 19, 22, 29. 41, 44, 63, 66, 73, 85, 88.

- : 51.

Сумму ответов умножить на 2.

 

2. Застревание/застревающий тип:

+ : 2, 15,24,34,37,56,68,78,81.

- : 12,46,59.

Сумму ответов умножить на 2.

 

3. Педантичность/педантичный тип:

+ : 4, 14, 17, 26, 39, 48, 58, 61, 70, 80, 83.

- : 36.

Сумму ответов умножить на 2.

 

4. Возбудимость/возбудимый тип:

+ : 8, 20, 30, 42, 52, 64, 74, 86.

Сумму ответов умножить на 3.

 

5. Гипертимность/гипертимный тип:

+: 1,11, 23, 33, 45. 55, 67, 77.

Сумму ответов умножить на 3.

 

6. Дистимность/дистимический тип:

+: 9, 21,43,75,87.

Сумму ответов умножить на 3.

 

7. Тревожность/тревожно-боязливый тип:

+: 16, 27,38,49,60.71,82.

- : 5.

Сумму ответов умножить на 3.

 

8. Экзальтированность/аффективно-экзальтированный тип:

+ : 10, 32, 54, 76.

Сумму ответов умножить на 6.

 

9. Эмотивность/эмотивный тип:

+ : 3, 13,35,47,57,69,79.

- : 25.

Сумму ответов умножить на 3.

 

10. Циклотимность/циклотимный тип:

+ : 6, 18,28,40,50,62,72,84.

Сумму ответов умножить на 3.

 

Интерпретация

Максимальная сумма баллов получаемых в результате тестирования - 24. По некоторым источникам, признаком акцентуации считается величина, превосходящая 12 баллов. Другие же на основании практического применения опросника считают, что сумма баллов в диапазоне от 15 до 19 говорит лишь о тенденции к тому или иному типу акцентуации. И лишь в случае превышения 19 баллов черта характера является акцентуированной.

1. Демонстративный тип. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, к авантюризму, артистизму, позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения). Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

 

2. Застревающий тип. Его характеризует умеренная общительность, занудство, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен легко отходить от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется, и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

 

3. Педантичный тип. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

 

4. Возбудимый тип. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

 

5. Гипертимный тип. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и вместе с тем деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

 

6. Дистимический тип. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможенны, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит, и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

 

7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности.

Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительнотью. Вследствие своей беззащитности нередко служат козлами отпущения, мишенями для шуток,

 

8. Экзальтированный тип. Яркая черта этого типа — способность восторгаться, восхищаться, а также улыбчивостъ, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние — от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

 

9. Эмотивный тип. Этот тип родствен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная их черта — гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, они радуются чужим успехам. Впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не выплескивая их наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными,

 

10. Циклотимный тип. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные — подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми.

В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то что раньше давал ось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. Плохие дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.


 

8. Экспресс-диагностика склонности

к немотивированной тревожности (В. В. Бойко)


 

Инструкция. На предложенные 11 ситуаций вам необходимо дать ответ «да» или «нет».

Опросник

  1. В детстве вы были пугливым, робким ребенком.

  2. Ребенком вы боялись оставаться один в доме (возможно, боитесь и сейчас).

  3. Вас иногда преследует мысль, что с вами может случиться что-то страшное.

  4. Вы пугаетесь во время грозы или при встрече с незнакомой собакой (пугались в детстве).

  5. У вас часто бывает чувство сильного внутреннего беспокойства, ощущение возможной беды, неприятности.

  6. Вам страшно спускаться в темный подвал.

  7. Вам часто снятся страшные сны.

  8. В вашем воображении обычно возникают неприятные мысли, когда близкие без предупреждения задерживаются.

  9. Вы чаще всего беспокоитесь, как бы чего не случилось.

  10. Вы очень переживаете, когда близкие уезжают на отдых, в командировку, за границу.

  11. Вам страшно летать самолетом (или ездить поездом).


 

Обработка и интерпретация результатов

Чем больше утвердительных ответов вы дали, тем отчетливее выражена дисфункциональность обсуждаемого стереотипа эмоционального поведения:

10-11 баллов - необоснованная тревожность проявляется ярко и стала неотъемлемой частью вашего поведения;

5-9 баллов - у вас есть некоторая склонность к тревожности;

4 балла и меньше - склонности к тревожности нет.


 

  1. Тренинговые упражнения

Также предлагаю вниманию кураторов перечень тренинговых упражнений для группового взаимодействия. Все данные упражнения направлены на сплочение группы, раскрытие личности, способностей, способствуют установлению доверительных отношений куратора с группой и улучшению общей атмосферы в группе. Данные упражнения просты в применении, не требуют дополнительных временных ,подготовительных, денежных затрат и при правильном применении имеют заметный положительный эффект. Упражнения похожи на игру, тем самым увлекают подростков и дают стимул на участие. Не бойтесь пробовать упражнения, кажущиеся сложными – на самом деле пытливый ум подростка имеет свойство увлекаться новой информацией, загадками выводов и просто процессом игры.

Для каждого упражнения есть неукоснительное правило, не применяя которое, можно потерять интерес студентов к такому роду занятий – обязательность выводов. Вывод нужно предлагать сделать самим студентам, направляя их в нужное для Вас русло, можно спрашивать мнения каждого студента, что способствует индивидуальному раскрытию, а можно спрашивать коллективного мнения, что способствует сплочению группы. Но куратор – ведущий игры – всегда должен направлять общее мнение в полезном для группы направлении. К примеру, выводы могут быть следующие. Даже из детской игры в прятки можно сделать вывод в пользу взрослого: «Ребята, сегодня через эту игру вы научились взаимодействовать друг с другом в поиске места для прятания через освоение пространства, ведь посмотрите, как мир на самом деле широк и стоит только попробовать, как вы найдете все новые и новые места в нем. И в то же время вы научились прятаться так, чтобы не мешать друг другу, взаимодействовать друг с другом – так мы все должны вести себя и в обычной жизни – искать для себя место, не мешая соседу. И т.д. и т.п.

И важное место в тренинге занимает рефлексия – мнение самих студентов о проведенном упражнении – насколько понравилось, что именно, что не понравилось, чего не хватало, что бы можно было добавить и т.д. – для построения следующих занятий с учетом пожеланий самих ребят. И еще это важно для всех участников тренинга в том смысле, что каждый сам для себя формулирует, что именно ему понравилось, а что нет, что бы он хотел еще раз попробовать, а что он больше делать не хочет, а возможно, он определит для себя проблемы, с которыми сталкивается, проходя какие-то упражнения и сделает незаменимые выводы.

Предлагаю следующие упражнения.


 

  1. Дождик - Все начинают хлопать в ладоши. Сначала одним пальцем (1 капля), потом двумя (2 капли), потом тремя, четырьмя (дождь усиливается) и переходит в ливень - 5 капелек. Затем он постепенно стихает до одной капли

  2. РУКА К РУКЕ.

Для игры можно взять нечетное количество игроков, если водящего брать из ребят. Ребят делят на первый-второй, каждый первый должен запомнить рядом стоящего второго. Образовывают два круга из первых и вторых номеров. Под музыку два круга движутся в противоположных направлениях и как только музыка останавливается, дети должны найти свою пару и выполнить команду. Во время музыки объявляется: "Мизинец к мизинцу", "Пятка к пятке", "Ухо к уху", "Спина к спине" и т.п., кто замешкался меняется с водящим местами. Или в этом варианте объявляет пока наставник, а вот во втором варианте водящий - из ребят. 2-й вариант. Теперь пары не фиксированные и каждый раз меняются. Водящий после объявления и окончания музыки сам выбирает пару, а оставшийся без пары - водящий.


3. ПОЗЫВНЫЕ.

Эта игра очень удобна. Чтобы настроить ребят на какое – либо мероприятие и одновременно разбить на команды. Поэтому вначале определяется число требуемых команд ,участвует весь лагерь. Заранее перед игрой на бумажных квадратиках записываются названия, цифры и слова: «325», «Одесса», «Скрипка». Надо как можно быстрее объединиться в группы с одним названием. Для этого, получив бумажку и прочитав слово, написанное на ней, необходимо найти "своих" выкрикивая это слово. 2-й вариант. Рассчитываются по номерам (необходимого количества команд). Каждому номеру присваивается какое - либо животное: "Корова", "Лошадь", "Ишак", и т.д. Задание аналогичное - найти "своих" выкрикивая их голос.


4. ЦИКЛОП.

Играющие становятся в круг, ведущий выходит на середину. Задача играющих - установить контакт с товарищем на противоположной стороне круга только с помощью взгляда. Как только двое установили зрительный контакт, они должны одновременно поменяться местами, перебежав через середину круга. Ведущий, в сою очередь, внимательно наблюдает за играющими и старается догадаться, кто взглядом договаривается о перемене мест. Тот из игроков, кто не успел встать в круг, становится новым ведущим.

 

  1. Животные или марки машин. На стульях. Ведущий встает, сидящий справа зовет одного животного, садится тот, кому принадлежит. Если не успел, садится ведущий. Встает и ведет тот, чье было животное.


 

  1. Вырезать маску. Задать нарисовать на ней лицо и настроение. Спросить – это то лицо, что сейчас на вас или то, к которому вы стремитесь или другое?


 

  1. Солнце светит для тех, кто...

 

Цель: Эта игра способствует развитию чувства сплоченности.

Время проведения: 15 минут.

Этапы игры:

Группа усаживается в тесный кружок. Один из участников убирает свой стул, ставит его в стороне, а сам становится на середину круга.

Цель стоящего в центре – снова получить стул, на который можно сесть.

Человек в центре круга рассказывает что-нибудь о самом себе. Если сказанное справедливо по отношению к кому-либо из игроков, то он (или они) встает и меняется местами с говорившим.

Речь каждого выступающего начинается одной и той же фразой: «Солнце светит для каждого, кто...». Игра может начинаться с описания внешних атрибутов: «Солнце светит для каждого, кто носит голубые джинсы». Со временем игра может персонифицироваться, и тогда называются индивидуальные пристрастия и антипатии. («Солнце светит для каждого, кто... любит проводить отпуск на море... терпеть не может курильщиков... питается по-вегетариански...») Хорошо, если члены группы вспомнят как о сильных, так и о слабых сторонах человеческого характера, пристрастиях, недостатках, успехах и неудачах, профессиональных интересах, счастье и разочарованиях в любви, даже политических убеждениях.

Играйте до тех пор, пока члены группы сохраняют активность. Эта игра дает возможность получить в сжатые сроки богатейшую информацию, которая потом может быть переработана Вами.

Обсуждение игры:

Что стало для меня неожиданностью?

Чувствую ли я, что нашел достаточно «родственных душ»?

Радует ли меня, что между нами так много общего?


 

  1. Вавилонская башня

 

Цель: используется в тренингах командообразования.

Материалы: цветные маркеры, флипчарт, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д.

Условия: участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос. Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Для азарта подключается секундомер.

 

  1. Упражнение «Молчанка»

Цель: развитие сотрудничества, налаживание психологического климата в группе.

Оборудование: лист А4, карандаши.

Правила проведения: Разбейтесь на пары и сядьте за стол рядом с партнёром. Теперь вы одна команда, которая должна нарисовать картину. Вам даётся один только карандаш. Вы должны по очереди рисовать одну картину, передавая, друг другу карандаш. В этой игре есть такое правило – нельзя разговаривать во время рисования. На рисунок вам отводится 5 минут.

Что ты нарисовал, работая в паре?

Сложно ли вам было рисовать молча?

Пришел ли ты к единому мнению со своим партнером?

Трудно ли тебе было оттого, что изображение постоянно менялось?

 

  1. Многоножка

 

Цель: Разминка, сплочение, тренировка уверенного поведения при необходимости координировать свои действия с действиями других.

Описание упражнения: Участники делятся на 2-3 команды и выстраиваются в колонны. Каждый из них сгибает левую ногу и берется двумя руками за согнутую ногу стоящего впереди участника (в области голеностопного сустава). По команде ведущего колонны в таком виде начинают двигаться, между ними организуется соревнование на скорость перемещения.

Обсуждение: Участники обмениваются своими впечатлениями от игры и соображениями насчет того, кто внес наибольший вклад в победу.


 

  1. Упражнение «Бумажные мячики» или «Снежки»

Материалы: Старые газеты или что-то подобное; клейкая лента, которая будет обозначать разделительную линию.

Ход упражнения: Все берут по большому листу газеты, как следует комкают его и делают хорошие, достаточно плотные мячики. Участники делятся на две команды, и каждая выстраивается в линию. Расстояние между командами должно составлять примерно 4 метра. За разделительную линию перебегать нельзя. По команде ведущего игроки бросают свои мячи на сторону противника. Смысл в том, чтобы как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на своей стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», игра прекращается. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей.


 

  1. Посчитай

 

Командам выдается комплект небольших карточек с написанными на них цифрами. Задача – найти сумму всех чисел и назвать результат.


 

  1. Коллективный счет (разогревающая психотехника)

Техника на каждый день. Участники стоят в кругу, опустив головы вниз и не глядя друг на друга. Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда, стараясь добраться до самого большого, не совершив ошибок. При этом должны выполняться три условия: во-первых, никто не знает, кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально); во-вторых, нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд; в-третьих, если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками, ведущий требует снова начинать с единицы. Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток. Ведущий повторяет участникам, что они должны уметь прислушиваться к себе, ловить настрой других, чтобы понять, нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число. В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны, что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу. Обнаружив это, ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость, но предлагает отказаться от этого приема. Опыт подтверждает, что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением.

  1. Коллективная арифметика (сотрудничество)

Участвуют 4 человека. Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием, например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются. Называется полученная сумма. Время - 60 секунд. Ведущий может создавать помехи, каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время.


 

  1. Хлопки (групповое взаимодействие)

Участники группы встают в линию, колонну, круг. По команде, начиная с первого, каждый участник последовательно делает один хлопок. Хлопки должны идти друг за другом. Один участник делает только один хлопок, ни больше, ни меньше. Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды. Можно усложнить – просим хлопать быстрее, или вставать при хлопке, или хлопок в ладоши совмещаем с хлопком по коленам и т.д. и все нужно уложить в задаваемое время – например 5 секунд.

  1. Кто тормоз? (баланс механизмов возбуждения и торможения)

Маленький предмет лежит на столе посередине. Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии. Ведущий называет различные числа. Когда называется четное число, нужно схватить предмет. Можно поделиться на две команды, от каждой команды вызывать по человеку, чья команда наберет больше всего «скоростных» участников, побеждает

  1. Испорченный телефон (разогревающая психотехника)

Участники встают в колонну по одному. Ведущий встает в конце колонны. Таким образом все участники повернуты к нему спиной. Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника. Затем он жестами показывает какой-либо предмет (спичечный коробок, пистолет, волейбольный мяч и пр.). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет, второй передает третьему, третий - четвертому и так далее. Последний участник называет предмет. Условия: все делается молча, только жестами, можно только попросить повторить, участники не должны поворачиваться до тех пор, пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу.

  1. Печатная машинка (групповое взаимодействие, тренинг личностного роста)

Все участники встают в линию или круг. Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение, словосочетание и т.д.), например

У лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том

Но не хором, а следующим способом. Участники последовательно произносят по одной букве, пробел - вся группа делает хлопок руками, перевод каретки - топают ногой. Запятые и точки тоже можно как-нибудь обозначить. Ошибившийся выбывает, когда остается три человека вся группа начинает сначала.


 

  1. Колечко (тренинг личностного роста, адекватность)

Оборудование: на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты, для детей можно использовать что-то яркое, например, заколку.Группа выходит из комнаты. Ведущий размещает колечко в комнате так, чтобы оно было в поле зрения участников. Например, повесить на гвоздик, одеть на горлышко бутылки, положить на стол, где и так куча всяких предметов, заколку можно приколоть к занавеске.Группа заходит в комнату и молча ищет колечко. Нашедший молча и никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается ищущих, тем сложнее найти предмет. Последнему приходится совсем тяжело.

  1. Колечко2 (групповое взаимодействие, вербализация, управление)

Четыре участника. К кольцу с диаметром отверстия примерно 3-3,5 см привязываются три веревочки. Три участника берутся за концы веревочек, им завязываются глаза. Четвертый участник, используя только свою собственную речь должен нанизать колечко на стержень, установленный на столе или полу. Можно устроить соревнование.

  1. Сигнал

Цель упражнения: разминка, улучшение атмосферы в группе.

Участники стоят по кругу, достаточно близко и держатся сзади за руки. Кто-то, легко сжимая руку, посылает сигнал в виде последовательности быстрых или более длинных сжатий. Сигнал передается по кругу, пока не вернется к автору. В виде усложнения можно посылать несколько сигналов одновременно, в одну или в разные стороны движения.

  1. Упражнение "Химия"

Предназначение. 
  Весьма забавное упражнение разминки, предназначенное для раскрепощения тренинговой группы во второй и последующие дни занятий.

Качества. Раскрепощенность

Содержание


  По числу участников заготовить карточки с названиями химических элементов: 
  Cu - медь 
  O - кислород (3 шт.) 
  Ca - кальций 
  Hg - ртуть 
  Fe - железо (2 шт.) 
  Ag - серебро (2 шт.) 
  Mg - магний 
  С - углерод (3 шт.) 
  S - сера 
  Si - кремний 
  H - водород (4 шт.) 
  Na - натрий 
  Cl - хлор 
  N - азот 
  K - калий 


  В скобках указано желательное количество карточек. Если участников больше, то можно добавить те или иные химические элементы. Если меньше - убрать (но надо будет заранее распланировать возможные в таком случае химические соединения). 
  Ведущий предлагает всем участникам надеть на грудь свои карточки. После этого начинается составление "химических соединений": 
  - Давайте посмотрим какие химические соединения мы можем составить из имеющихся "атомов". Вот например оксид меди (CuO). Требуется атом меди и кислорода... - вызывается "медь" и "кислород" (если атомов кислорода несколько, то один из них), - Посмотрим какими свойствами обладает оксид меди. - ведущий демонстративно читает описание свойств оксида меди: "CuO — основный оксид двухвалентной меди. Кристаллы чёрного цвета, в обычных условиях довольно устойчивые, практически нерастворимые в воде". 
  - Ну что, похожи Иван и Мария [например] на оксид меди? Верно ли, что они в паре очень стойкие, готовы противостоять невзгодам [например]? 
   
  Другие примеры. 
  Оксид кальция (CaO). Негашеная известь. Находит обширное использование в строительном деле. Верно ли, что их вдвоем можно использовать в строительстве? 
  Оксид ртути (HgO). Обладает сильным токсическим действием. Неужели и в самом деле это такая ядовитая парочка? 
  Оксид железа (Fe2O3). Cложное неорганическое вещество. Применяется как сырьё при выплавке чугуна в доменном процессе, катализатор в производстве аммиака, компонент керамики, цветных цементов и минеральных красок, при термитной сварке стальных конструкций, как носитель аналоговой и цифровой информации (напр. звука и изображения) на магнитных лентах, как полирующее средство (красный крокус) для стали и стекла. В пищевой промышленности используется в качестве пищевого красителя (E172). Является основным компонентом железного сурика (колькотара). Неужели это всё они могут? 
  Оксид серебра (Ag2O). Практически нерастворим в большинстве известных растворителей. Обладает фоточувствительностью. При температуре выше 280 °C разлагается. То есть, эта тройка наших участников очень стойкая, но и очень чувствительная? 
  Оксид магния (MgO). Жженая магнезия. Пожаро- и взрывобезопасна. Является абсолютным отражателем — веществом с коэффициентом отражения, равным единице в широкой спектральной полосе. Как это можно понимать? Они вдвоем отражают все нападки? 
  Диоксид углерода (CO2). Углекислый газ, двуокись углерода, угольный ангидрид. Бесцветный газ, без запаха, со слегка кисловатым вкусом. Является одним из парниковых газов, вследствие чего принимает участие в процессе глобального потепления. Постоянный рост уровня содержания этого газа в атмосфере наблюдается с начала индустриальной эпохи. Неужели это правда? 
  Оксид серы (SO2). Сернистый ангидрид. В нормальных условиях представляет собой бесцветный газ с характерным резким запахом (запах загорающейся спички). Так как этот газ убивает микроорганизмы, то им окуривают овощехранилища и склады. На консервных заводах им обрабатывают плоды и фрукты, чтобы предохранить их от загнивания. Видимо, это очень полезное сочетание нашей тройки... 
  Oксид кремния (SiO2). Кремнезём. Температура плавления 1700 с лишним градусов по Цельсию. Обладает высокой твёрдостью и прочностью. Один из лучших диэлектриков (электрический ток не проводит). Все ли верно в этом описании? 
  Карбид кальция (CaC2). Карбид кальция широко применяют в технике для производства ацетилена. Скажите пожалуйста, как вы научились производить ацетилен? 
  Гидроксид натрия (NaOH). Они же — каустическая сода, каустик, едкий натр, едкая щёлочь. Самая распространённая щёлочь. В год в мире производится и потребляется более 57 миллионов тонн едкой щёлочи. Имеет свойство разъедать кожу, бумагу и другие органические вещества, вызывает сильные ожоги. Это правда? 
  Хлороводород (HCl). Легко растворяется в воде с образованием хлороводородной (соляной) кислоты. Соляная кислота является сильной одноосновной кислотой, она энергично взаимодействует со всеми металлами, стоящими в ряду напряжений левее водорода, с основными и амфотерными оксидами, основаниями и солями, образуя соли — хлориды. Вы очень активная парочка, почему? 
  Аммиак (NH3). При нормальных условиях — бесцветный газ с резким характерным запахом (запах нашатырного спирта), почти вдвое легче воздуха, очень ядовит. Галогены образуют с аммиаком опасные взрывчатые вещества. Как это прикажете понимать? 
  Вода (H2O). В твёрдом состоянии называется льдом или снегом, а в газообразном — водяным паром. Около 71 % поверхности Земли покрыто водой (океаны, моря, озёра, реки, лёд на полюсах). Вода имеет ключевое значение в создании и поддержании жизни на Земле, в химическом строении живых организмов, в формировании климата и погоды. Как вы думаете, с чем связано их - участников - такое благотворное влияние? 
  Метан (CH4). Простейший углеводород, бесцветный газ без запаха. Малорастворим в воде, легче воздуха. При использовании в быту, промышленности в метан обычно добавляют одоранты со специфическим «запахом газа». Сам по себе метан не токсичен и не опасен для здоровья человека. Обогащение одорантами делается для того, чтобы человек вовремя заметил утечку газа. Не понимаю, зачем эти сложности... 
   
  Участникам предлагается также самостоятельно придумать какие-то химические соединения из имеющихся "атомов", дать какую-то забавную интерпретацию этих соединений "людей-атомов".

 

  1. "ДИСКУССИЯ"

Назначение:

- формирование    паралингвистических    и    оптокинетических навыков общения;

- совершенствование взаимопонимания партнеров по общению на невербальном уровне.

Группа разбивается на "тройки". В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль "глухого-и-немого": он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении - зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль "глухого и паралитика": он может говорить и видеть; третий "слепой-и-немой": он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.

На упражнение отводится - 15 минут.

 

  1. Посылка

Участники сидят в кругу, близко друг к другу. Руки держат на коленях соседей. Один из участников <отправляет посылку>, легко хлопнув по ноге одного из соседей. Сигнал должен быть передан как можно скорее и вернться по кругу к своему автору. Возможны варианты сигналов (различное количество или виды движений).

  1. Послушай, поверь и себя проверьВия для печати
    Тип игры: Игры на развитие координации движения, Коллективные игры

Ведущий предлагает игрокам сделать следующее упражнение: положить руки на колени, по команде хлопнуть в ладоши, потом правой рукой взяться за нос, а левой за правое ухо. Потом опять хлопнуть и поменять руки. А вот еще одно упражнение: по команде отдать честь правой рукой, а левой показать «во!», потом по команде поменять руки.

  1. Камешки

Тип игры: Русские народные, Игры на развитие координации движения, Игры, развивающие мелкую моторику кистей рук и пальцев, Коллективные игры

Это русская игра, очень популярная в свое время, сейчас незаслуженно забыта. Вместе с тем она очень увлекательна, полезна, развивает ловкость рук и пальцев, точную координацию движений. Покажите ее ребятам, и они потом сами с удовольствием будут заниматься ею.
Дети играют, сидя за столом или на полу, на земле (на гладко утоптанной площадке). У каждого должно быть по 5 камешков. Сначала определяют, кому начинать. Каждый играющий берет в руку свои камешки, подбрасывает их вверх и, быстро повернув руку ладонью вниз, ловит на тыльную сторожу руки. При этом часть камешков падает на землю. У кого на руке окажется больше камешков, тот и начинает игру. Дальше каждый свое упражнение проделывает в порядке очереди (по кругу, справа налево).
Приводим несколько примерных упражнений.
Первое. Взять в руку пять камешков. Один подбросить вверх, остальные быстро положить и успеть поймать подброшенный камешек той же рукой.
Второе. Подбросить вверх тот же камешек вновь, поймать его, предварительно взяв со стола два камешка.
Третье. Подбросить вверх находящиеся в руке три камешка и поймать их, взяв предварительно со стола оставшиеся два камешка.
Четвертое. Держа в руке пять камешков, один придержать большим пальцем, остальные подбросить вверх и поймать, предварительно положив пятый камешек на стол.
Пятое. Подбросить вновь эти четыре камешка вверх и поймать, предварительно взяв со стола один.
Таких упражнений существует много, разные варианты упражнений ребята могут придумать и сами. 

  1. Упражнение «Рисование себя»

Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я».

Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не подписываются. По окончании выполнения задания все работы вывешиваются на стенд и участники работ пытаются угадать, какая работа кому принадлежит. Делятся своими ощущениями и впечатлениями о работах.

  1. Упражнение «Качества»

Цель: Самораскрытие, получение обратной связи. Повышение сплоченности группы.

По кругу, каждому участнику тренинга, на отдельном листочке пишутся 2 качества, которые Вы цените в этом человеке и 2 качества, которые Вы хотели бы видеть более развитыми. Листочки, пройдя полный круг, возвращаются к автору. Проводится обсуждение.

  1. Игра «Кто точнее?»

Цель: развитие произвольности движений.

С завязанными глазами ученик встает со своего места, подходит к доске, берет мел, пишет слово, кладет мел, садится на свое место, опять подходит к доске, берет тряпку и стирает написанное слово, затем снова возвращается на свое место. Действия ученика оценивается. Оценка снижается, если ученик натыкается на что-либо, напишет слово криво, не все сотрет с доски. Затем задание выполняет другой ученик и т.д.

  1. Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен руководством, а еще лучше, если команды получат хорошие памятные призы.

  1. Упражнение «Коллаж»

Время проведения: 40-45 мин.

Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.

Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник(по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему вы выбрали ту или иную картинку?

  2. Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?

  3. Чувствуете ли вы себя так в группе?

  4. Были ли сложности при выполнении упражнения?

  1. Техника «Круг влияний»

Инструкция: Начертите небольшой круг в центре листа. Впишите в него свое имя. Расположите вокруг людей, которые оказали влияние на Ваше взросление и воспитание до 18 лет. Их влияние может быть как позитивным, так и негативным. Проведите линии к этим людям от Вашего круга. Чем их влияние больше, тем соединительные линии должны быть толще и короче. Чем влияние меньше, тем линия длиннее и тоньше. Линии можно делать цветными карандашами: красная линия – позитивное влияние, синяя – негативное. Это упражнение помогает прояснить отношение к значимым людям.

Напишите:

  • Имена этих людей

  • Их роль по отношению к Вам (мать, отец, друг, сосед и пр.)

  • Прилагательное или короткую фразу, описывающую то, как Вы переживали их влияние.

  1. Творческая игра «Интересные стихи»

Самая творческая из всех игр «Интересные стихи». Суть игры очень проста — первый игрок вслух сочиняет любую стихотворную строчку. Размер не важен, а вот рифма и смысл — основное условие. Тема может быть абсолютно любой. Хоть «Шли мы с братом по луне». Второй игрок быстро, подумать ему дается около тридцати секунд, придумывает продолжение- обязательно в рифму и строфа по смыслу тоже должна подходить. И пошло- поехало. Конечно, сначала у вас будут получаться совершенно абсурдические стишки, но потом — возможно, вы всей компанией сочините великое произведение! Главное — скорость. Потому что только тогда, как при блиц — опросе, вы будете готовить именно то, что имеете ввиду, без лукавства. Кроме полезности, эта игра невероятно веселая, и есть у нее только один минус — от смеха потом очень сильно болят щеки.

  1. Упражнение «Передать одним словом» (15 мин.)

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Ход упражнения.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

  1. Упражнение «Завтрак с героем» (30 мин.)

Цель: отработать навыки убеждения и умение найти аргументы в пользу своей позиции.

Материалы: ручки, листы бумаги.

Ход упражнения.

Группе предлагается представить, что у каждого из присутствующих есть возможность позавтракать с любимым человеком. Это может быть знаменитость настоящего, или историческая фигура прошлого, или обыкновенный человек, который произвел на вас впечатление в какой-то момент жизни. Каждый должен решить для себя, с кем он хотел бы встретиться, и почему. Нужно записать имя своего героя на листе бумаги и поделиться на пары, затем надо решить с кем из героев вы будете встречаться. Потом пары объединяются в четвёрки и проделывают тоже самое, затем объединяется вся группа и выбирает одного героя.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему остался именно этот герой?

  2. Легко было уступать и почему вы уступали?

  3. Какие чувства вы испытывали, когда с вами не соглашались?

  4. Что вы испытывали, когда с вами соглашались?

  5. Часто ли вы в жизни сталкиваетесь с ситуацией выбора?

  1. Игра «Мафия» (50-60 мин.)

Цель: развить навыки убеждения, защиты своей позиции.

Материалы: карточки с надписями CITIZEN, DOCTOR, MAFIA, MANIAC.

Суть игры.

Игра «Мафия» основывается на общении постоянном общении и на обсуждениях между участниками. В игре есть место обману и коварству, заключению и подлому нарушению договоров и альянсов.

Обсуждение игрового положения проходит путём столкновения мнений в беспрестанных спорах, при этом одни игроки предпочитают отмалчиваться, другие – наоборот, чересчур активно и шумно участвуют в обсуждении. Таким образом, игра максимально приближена к реальной жизни.

Задача мирных жителей понять, кто мафия, задача мафии играть так, чтобы никто из мирных жителей не догадался, что они мафия.

Главные правила игры в мафию.

  • Ведущий раздает участникам игры карты рубашкой вверх;

  • Участники, которым достались карты с надписью CITIZEN, входят в состав команды «мирных жителей»;

  • Участник, получивший карту с надписью DOCTOR, является «доктором» и входит в команду «мирных жителей»;

  • Участникам, которым достались карты с надписью MAFIA, входят в состав команды «мафии»;

  • Участник, получивший карту с надписью MANIAC, является «маньяком» и входит в команду «мирных жителей».

Игровой процесс делится на «день» и «ночь»:

  • Первый кон начинается с наступления ночи, во время которой все игроки засыпают, то есть закрывают глаза и одевают маски.

  • Ночью ведущий позволяет игрокам-мафиози открыть глаза и познакомиться с соратниками. После знакомства игроки команды мафии засыпают.

  • Далее ведущий просит проснуться доктора. Доктор просыпается и засыпает, после чего ведущий будит маньяка. В результате этого ведущий понимает, кто есть кто.

  • На следующем этапе наступает день, все игроки просыпаются, и начинается обсуждение вопроса о том, кто из них может быть нечестен, то есть причастен к мафии.

  • По окончании обсуждения ведущим объявляется открытое голосование за посадку в тюрьму. Игрок, набравший наибольшее количество голосов, должен отправиться за решётку, то есть выйти из игры, предварительно открыв свою карту и показав её всем участникам

  • Затем снова наступает ночь, и просыпается мафия. Команда мафии мимикой и жестами совещается и выбирает следующую жертву, о чем сообщает ведущему. Мафия засыпает.

  • Далее, согласно правилам игры Мафия, просыпается доктор и указывает на одного из жителей, которого желает вылечить, то есть спасти от убийства. Доктор засыпает. (Доктор не может лечить одного и того же игрока две ночи подряд, в том числе и себя).

  • Просыпается маньяк и указывает на одного из жителей, которого желает «подвергнуть изнасилованию», после чего он также засыпает.

  • Наступает новый день. Если мафия и доктор ночью указали на одного и того же человека, то жертва выживает. Ведущий объявляет, что ночью было совершено покушение на одного из мирных жителей, но мафия промахнулась, и весь город просыпается. Имя выжившего игрока не раскрывается.

  • Если доктор не смог «вылечить» жертву. Ведущий объявляет, что просыпаются все, кроме убитого мафией ночью жителя. Этот участник выходит из игры, а его карта демонстрируется всем жителям.

  • Также ведущий объявляет игрока, который ночью был «изнасилован» маньяком, весь последующий «день», этот игрок не может говорить.

  • Информация обо всех произошедших «ночью» событиях, а также о голосовании предыдущего «дня» используется оставшимися в живых игроками для обсуждения и очередного выбора на осуждение.

  • Далее все повторяется согласно правилам выше: обсуждение, голосование и т.д.

Игра продолжается до полной победы одной из команд, а именно, ареста всех участников мафии, либо убийства всех мирных жителей.

Вопросы для обсуждения:

  1. Удобно ли вам было находиться в той или иной роли?

  2. Какие чувства вы испытывали, когда приходилось обманывать других участников?

  3. Часто ли вам в жизни приходиться «играть»?

  4. Легко ли вам было принимать решения в пользу других участников?

  5. Какие чувства вы испытывали, когда не убедительно сыграли свою роль?

  1. Упражнение «Ассоциации»

Цель: определить уровень знаний участников тренинга. Создать основу для более глубокого содержания работы и дискуссии.

Материал: ручки; листы бумаги на каждого участника.

В тренинге обязательно участвует вся группа. В ходе тренинга определяется исходное отношение группы к проблеме. Дается задание: «назовите 1-2 слова, приходящие вам на ум, в момент когда вы слышите слова «наркотики», «наркомания», «зависимость».

Тренинг может быть проведен по 2-м вариантам: 1) устно; 2) письменно.

  • 1 вариант: участники тренинга по очереди высказывают 1-2 ассоциации, вызванные этими словами.

  • 2 вариант: участникам тренинга вручают по небольшому листку бумаги, на котором они записывают свои ассоциации к названным словам.

После всего названные ассоциации обсуждаются, выясняются причины возникновения подобных ассоциаций. Далее описывается миф о наркомании, в нашей культуре, исходя из возникших ассоциаций.